X
X
X
X
ГлавнаяВсе новостиПрофессия журналиста не умрет — Антон Верницкий

24 августа 2017 15:14

Профессия журналиста не умрет — Антон Верницкий




Творческая встреча корреспондента «Первого канала» Антона Верницкого состоялась на фестивале «А мы из Пензы» в четверг, 24 августа. Он рассказал о своей работе, взаимодействии телевидения и интернета, ответил на вопросы. ГТРК «Пенза» публикует тезисы выступления.

Про «бумажный» интернет

Я пришел в программу «Время» 1 апреля 1991 года. Тогда был «бумажный» интернет. Каждое утро корреспондент приходил в комнатку к специально обученным бабушкам, которым со всех регионов приходили газеты по два экземпляра. Они один подшивали, а второй вырезали ножницами по тематикам — пожары, аварии и т.п. И уезжающим в командировку давали поработать с подборками. Но я понял, что это опасная штука — поисковик. Уже тогда региональные газеты по-разному описывали одни и те же события.

Про силу телевидения

Много лет назад я сделал псевдодокументальный фильм «Сталинские высотки». И один из эпизодов придумал. Это полностью выдуманная история про МГУ. И придумал историю про блуждающую аудиторию. Если там есть конспект, то прочитав его, можно сдать все экзамены. Но бывало, что пропадали студенты там. И однажды мой сын, учившийся в МГУ, рассказал мне эту же историю, как давно существующую. После этого поверил в силу телевидения.

Про дефолт и экскаваторщика

Дали задание снять про 10-летие дефолта. Набрал в интернете фразу «Я пережил дефолт» и наткнулся на фамилию Крюгер. Экскаваторщик, роет ямы в Москве. Приехал к нему. Он рассказал, как пережил дефолт. У него два экскаватора. Показал, как он ковшом разбивал яйцо, закрывал коробок. Но сказал, что хочет чем-то еще заниматься. Через пару лет этот Михаил Крюгер появился в одном сюжете, но как депутат муниципального собрания. И недавно увидел его как активиста Болотной площади. Он понял, какая классная штука телевидение, как легко дается популярность. Он был хорошим экскаваторщиком, а стал постоянным сидельцем. Сломал себе жизнь.

Про фейки

У СМИ за нарушения можно отобрать лицензию. В интернете не заберешь лицензию у человека, который на YouTube разместил что угодно. Поэтому появилось много фейковых новостей. Помните, упал метеорит в Челябинске? В тот день у нас все бегали на ушах, нужно видео. И молодой редактор нашел на YouTube видео — воронки от метеорита. Вышло в эфире, но увидели, что воронка горит, а вокруг ходят люди в шортах. И редактор задумался, почему так. И оказалось, что это воронка в Средней Азии, где 20 лет горит газ. Но у нас это видео подхватили. И понеслись перекрестные ссылки, когда одно СМИ ссылается на другое. Если в качестве первоисточника фейк, его перепечатывают серьезные издания, то ссылаются уже на них. А фейковый первоисточник теряется. И сейчас это используется в информационной войне.

Работа телеканала с интернет-контентом

Мы все больше работаем с интернетом. Частично отказались от услуг корреспондентов за рубежом. Стало проще работать со стрингерами и брать видео из интернета. Но это видео многократно проверяется, и берем его с большой осторожностью, потому что обжигались, как с метеоритами. Пока телеканал пытается найти смычку между нашей аудиторией и аудиторией интернета. Целевая аудитория — люди, которые готовят на кухне. Знают корреспондентов в лицо и по голосам. Вот она аудитория. Мы работаем на то, чтобы привлечь молодую аудиторию.

Про Малахова

Вот это вопрос от пользователей интернета. (Смеется) Малахов написал открытое письмо в интернете руководству, где все объяснил. На новом месте ему предложили полное продюссирование своей программы. Сейчас идет перестройка праймового вещания. К сентябрю появится несколько новых передач и сериалов. «Пусть говорят» сейчас ведет Дмитрий Борисов. Он новостийщик причем с радийным прошлым, на «Эхо Москвы» работал. Идет перестройка вещания, потому и ушел Малахов. Круговорот журналистов в природе есть и у вас, на региональном уровне.

Про интернет

Молодежную аудиторию привлекаем через сайт. В эфире появились микроновости, потому что сейчас новости каждые три часа, и такая сетка вещания уже устарела. Телевидение проигрывает в оперативности. Но мы можем выиграть на наших завязках с экспертами. И к вечеру можем собрать полную картину дня с комментариями экспертов. На этом построено современное телевидение — разжевывать информацию.

Интернет мы пока не можем опередить, мы мимикрируем под интернет. Даем бегущие строки в новостях, анонсы «Полностью сериал смотрите на сайте». Интернет у нас отжирает рейтинг. И пока никто не знает, что с этим делать.

Про рейтинги

Когда заканчивается программа «Время», начинается летучка. В ней участвует все, кто программу делал в Москве и по телеконференции в регионах. И пока идет разнос, поступает телеизмерение по минутам. Разбираем взлеты и провалы.

Рейтинговые новости — конечно, желтуха: пожары, взрывы, война. Но мы в эфир ставим не рейтинговые для федерального масштаба. Для одной области это «ах!», а другим не интересно. О том, что Пенза заморожена из-за аварии на ТЭЦ, — это не рейтинговая новость для федерального масштаба. Но ставили первой, потому что важно для региона.

О профессии

В интернете ты можешь выложить видео и откомментировать его, но грамотно подать, чтобы понимали не только читатели твоего блога, но и зрители многомиллионной страны, тут нужен профессионализм. Профессия журналиста не умрет никогда. Такую ошибку совершают многие, особенно политики. Делает свой блог. Думает, что популярный. В итоге его знают жена, теща и сестра тещи. А больше никто. Единицы блогеров становятся популярными. Их десятка два на всю страну. Поэтому профессия журналиста не умрет.

Про соцсети

Я есть в фейсбуке и инстаграме. В инстаграме разместил про вашу замечательную воду «Кувака». Джинса такая пошла (смеется). А фейсбук помогает в работе. Именно там обнаружил фото с пожара в Ростове, снятое дроном. Иногда там возникают разные темы. Павел [Шишкин, председатель отделения Союза журналистов в Пензенской области. — Прим. ред.] пригласил меня посредством фейсбука к вам в гости.

Про монтаж

Я пришел на телевидение после армии монтажером. И в первый же день меня посадили делать сюжет. Монтажная пара, бетакам. Я никогда не видел такой техники. Надо сделать 30-секундную зарисовку про Тарковского. Один раз я стер, второй раз. Шесть часов монтировал 30-секундный ролик. После этого стал приглядываться, как люди делают сюжеты, и сам стал пописывать.

Был период, когда на Останкино каждые два часа выходили новости по нишам — продовольственные, спортивные, экономические новости. Я попал в продовольственные новости и снимал электрички с колбасой.

Каждый раз я готовлюсь к сюжету. Приезжая в регион, лезу в интернет и читаю все новости подряд. У нас есть служба поисковиков, и они ищут по теме. Но я от них отказался, потому что они ищут по первым страницам поисковиков, а мне надо с двадцатой. Экстремальная подготовка — пока едешь до места события.

На монтаж трехминутного сюжета откладываю час. И я обязательно сижу на монтаже. Я учился монтажу еще у киномонтажеров. Они очень тщательно относились к делу. Раз отрежешь пленку — не приклеишь. Сейчас режут бездумно планы по 2 секунды. Но если логикой сюжета нужно, план может быть и 14 секунд. Сюжет не должен быть одинаковым.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

  • /
  • \