X
X
X
X
ГлавнаяВсе новостиСпектаклю «Маскарад» в постановке Мейерхольда исполнилось 100 лет

13 марта 2017 14:32

Спектаклю «Маскарад» в постановке Мейерхольда исполнилось 100 лет




Сто лет назад мятежном Петрограде начались события, кардинально поменявшие судьбу России. И тогда же, в первые дни революции, состоялась премьера легендарного спектакля уроженца Пензы Всеволода Мейерхольда по пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад». Он стал последней театральной постановкой Российской Империи.

«Слушаю, как под окном воет метель, и сочиняю четвертый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мной в Москве». Так Михаил Лермонтов писал своему другу из Пензенской губернии. В то время в Тарханах он работал над пьесой, которую мечтал увидеть не просто на театральных подмостках, а на сцене Александринки. Театром Лермонтов был увлечен с юности и своим «Маскарадом» хотел дебютировать в качестве драматурга. Главную роль — Нины — писал в надежде, что ее сыграет знаменитая тогда актриса Мария Вальберхова. Однако все оказалось непросто. Пьесу молодого поэта цензура признала слишком «дерзкой». Ему пришлось трижды переписывать текст.

«Он был готов даже изменить идейное направление произведения, готов был изменить название, сократить его, только бы увидеть на сцене этого театра. Но запрет последовал даже после того, как в 1835 году он обратился к директору Петербуржских театров Гедеонову. И настоятельно просил — обратить внимание на его произведение, уже с поправками, которые были угодны цензорскому комитету. Но запрет снова последовал. Запрещали к постановке «противо дерзости дам светского общества». Сочли это неправомерным. И само название «Маскарад» было слишком многозначительное. Действительно, увидели в этом произведении нападки на светские балы, которые происходили в доме Идельгардов. И Лермонтов уже в 1835 году перенес действие в обыкновенный дом, обыкновенный бал и изменил идею сюжета. Но опять услышали дерзости. Запрет на постановку «Маскарада» был снят только в 1852 году», — сказала старший научный сотрудник лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Елена Родина.

Убитый на дуэли в 1841 году Лермонтов так и не увидел свой «Маскарад» на сцене. Впервые, спустя почти 10-летие, несмотря на действующий запрет, его решился поставить троюродный брат поэта. И случилось это в любительском театре провинциального города Галич. А уже после осуществилась та самая заветная мечта Лермонтова — Мария Вальберхова все же выбрала его пьесу для своего бенефиса и сыграла на сцене Александринки Нину Арбенину. Но по настоящему знаковым этот спектакль стал после того, как его взялся поставить еще один пензенский гений — режиссер с мировым именем Всеволод Мейерхольд.

К 1910 году Мейерхольд уже известен в театральных кругах, как новатор, бунтарь и любитель сценических экспериментов. Он успел уйти из МХАТа, от своих учителей Станиславского и Немировича-Данченко, разработать собственную идею и систему условного театра, поработать у Веры Комиссаржевской, от которой тоже ушел, громко хлопнув дверью. И именно в это время неожиданно для себя и поклонников традиционного театрального искусства, получил приглашение в императорский театр. Благодаря протекции известного художника и театрального декоратора Александра Головина.

«Сказал, что Мейерхольд свободен. Он тогда расстался с Комиссаржевской. И директор его забрал. Он сказал: если человека все ругают, значит, он интересный человек. Он с Головиным очень подружился, когда они ставили «Дон Жуана» Мольера. Причем, они были совершенно разные люди. Потрясающе элегантный, живой Мейерхольд. И такой во фраке с белым платком Головин. Такой Бенуа — его все время туда бросало. А Мейерхольда бросало в новые формы. Как они подружились, не знает никто», — пояснила художественный руководитель центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» Наталия Кугель.

Разные, но очень близкие по духу люди. Они оба были достаточно рассудочны, интеллигентны и художественно эрудированны. Оба были одинаково талантливы. Именно поэтому их «Маскарад» сегодня называют спектаклем Мейерхольда и Головина. За работу режиссер и художник приступили в 1910 году и трудились над постановкой почти 6 лет. О масштабности проекта можно судить даже по цифрам. За это время Головин создал почти 4 тыс. эскизов театральных костюмов.

Этот «Маскарад» оказался самым дорогим театральным спектаклем в истории Российской империи. Сегодня, спустя век, заглянуть в прошлое можно в Петербурге. Историческую отсылку к спектаклю Мейерхольда сделал Валерий Фокин, частично восстановив часть театральных сцен.

Эта постановка стала очередным творческим экспериментом Мейерхольда. В этой постановке он отошел от символизма, холодности и неподвижной статуарности. Напротив, выразить его замысел позволила буйная динамика и постоянное движение на сцене. Судьбы людей и общества он попытался раскрыть через яркий гротеск, открывая двери такому жанру, как «трагический фарс». Изначально, премьеру «Маскарада» Мейерхольд готовил к 100-летию со дня рождения Лермонтова. Но тогда его творческим планам помещала Первая мировая война. В итоге, премьеру назначили на февраль 1917 года.

25 февраля 1917 года реплики пьесы со сцены Александринки звучали зловеще. В день премьеры спектакля в Петрограде уже стреляли. Случайная кровь пролилась даже в театральном фойе — студента убило шальной пулей, влетевшей в окно.

Эта постановка ненароком ознаменовала гибель Российской Империи. В те дни она рушилась буквально на глазах. И когда в конце 4 акта на сцене отпевали Нину Арбенину, зрители интуитивно понимали — это панихида по стране, которая катится в пропасть и уже никогда не будет прежней.

Судьба у «Маскарада» оказалась трагичной, как и у самого режиссера. После тех февральских событий 1917 года, спектакль показали всего 17 раз. Слишком пышный, слишком имперский — он не понравился большевикам.

Если почитать сухую, официальную биографию Мейерхольда, то можно решить, что он безоговорочно принял новую власть. Ведь уже через год ставил «Мистерию Буф» Маяковского и ходил по городу в шинели и с маузером, в должности начальника театрального отдела комитета народного просвещения. В его творческой биографии — десятки спектаклей, созданных уже в коммунистической стране. А в 1920 году Мейерхольду позволяют открыть театр собственного имени — ГОСтиМ.

В 1934 году Мейерхольд и вовсе поставил «Даму с камелиями», где главную роль сыграла его жена Зинаида Райх. Эта постановка стала для режиссера роковой. Спектакль не понравился Сталину. Мейерхольда обвинили в эстетстве. Начались гонения и нападки. В итоге, практически смертельным приговором для него стала газетная статья, под названием «Чужой театр».

В 1939 году Мейерхольда арестовали по статье «Контрреволюционная деятельность». Через полгода расстреляли в Бутырской тюрьме. А захоронили в общей могиле №1 на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Парадоксально, что режиссер-бунтарь, которому разрешили поставить самый дорогой спектакль в истории Российской империи, пришелся не ко двору в бунтарские для страны времена. После гибели, его имя надолго стерли с театральных афиш. Да и судьба легендарного «Маскарада» оказалась печальной. В самом начале Великой Отечественной, немецкая бомба попала в костюмерный склад, уничтожив большую часть сценических платьев и декораций.

Вспомнить и поклониться Мейерхольду в Александринском театре смогли лишь спустя век. Валерий Фокин реконструировал часть исторических сцен «Маскарада», приоткрыв театральную дверь в трагический, 1917 год, художественным символом которого стал спектакль, символично сыгранный в первые дни революции.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

  • /
  • \