X
X
X
X
ГлавнаяСтрока на Р24«Фронтовые версты пензенских героев»: об опасных морских походах пензенца в годы ВОВ

7 октября 2020 10:40

«Фронтовые версты пензенских героев»: об опасных морских походах пензенца в годы ВОВ




В Год памяти и славы ГТРК «Пенза» продолжает рассказывать о героических подвигах наших земляков. В годы Второй Мировой англичане хорошо знали: более трех раз в конвоях никто не ходит. Либо погибнешь, либо откажешься. В поисках кораблей моря бороздили бомбардировщики и подовдные лодки. Это довелось ощутить на себе и пензенцу Василию Подлеснову.

На северный флот Василий Подлеснов попал по комсомольскому набору. Служить 18-летнему парню предстояло в Архангельске. Но вместо положенных четырехмесячных курсов уже через пять недель, в сентябре 1944 года, Василий вышел в море. Приходилось перевозить разные военные грузы, каждый раз рискуя нарваться либо на мину, либо на вражескую субмарину.

«В воспоминаниях Василия Подлеснова, пожалуй, интереснее всего то, как военнослужащий пытается своим восприятием схватить очень сложные для него моменты. Тема ленд-лиза, тема конвоев — это тема политическая, тема очень большая, тема очень сложная и в воспоминаниях Подлеснова очень интересен взгляд вот этого маленького человека, то есть человека, который служит на транспорте, уязвимость его положения чувствуется», — отметил военный историк Алексей Смирнов.

В этом плане самый жуткий случай произошел с конвоем PQ-17. Они везли в Советский Союз партию стратегического груза и должны были прибыть в Мурманск. Однако, получив неверный приказ о нахождении немецкой эскадры, конвою приказали рассеяться. Суда начали поодиночке прорываться в северный порт и в итоге превратились в легкую мишень для вражеской авиации и подводных лодок. В итоге из 35 кораблей до Мурманска добрались только 13.

«Были брошенные корабли, были люди, оставшиеся без могилы, без надгробия, без вести ушедшие в пучину. Может быть так, что плывет транспорт, идет обстрел, и с транспорта не спасается никто. Корабль может в зависимости от характера груза, который может быть взрывоопасным, горючим, он может сгореть с такой скоростью, что ни один человек не окажется на виду у спасательной команды. Были, конечно, спасательные корабли, которые для этого находились при конвоях. Но, как мы видим из воспоминаний, далеко не всегда они могли справиться со своей задачей», — пояснил военный историк Алексей Смирнов.

Впрочем, служба Василия Подлеснова состояла не только из опасных морских походов. Нашему земляку довелось побывать и за границей. Особенно пензенцы впечатлили Соединенные Штаты Америки. Однажды после 12-часовой смены, когда пришлось грузить на палубу военную технику и снаряжение, морякам удалось вырваться в город. Василий был просто изумлен, увидев знаменитый Empire State Building — стоэтажный небоскреб. Кстати, в Америке русские моряки впервые приоделись на зависть советским невестам. Тем более, что зарплату выдавали в долларах. Еще наш земляк пристрастился к пятицентовым шоколадкам. Они вылетали прямо в руки из раздаточных автоматов, стоявших на причале. Ну а дальше — снова опасный путь в СССР через Атлантику.

«Что чувствовал матрос? Постоянное ощущение угрозы, беззащитность свою перед ледяной стихией, перед этим совершенно особенным театром боевых действий. Вообще война на море она специфична, в полярных водах все еще специфичнее был такой прецедент, такой пример, когда два транспортника спаслись, зайдя во льды, то есть они спрятались среди льда, а авиация их не заметила — белое на белом», — подчеркнул военный историк Алексей Смирнов.

К счастью, за все время Василий Подлеснов не оказался в воде, его транспортное судно, хотя и попадало много раз под обстрелы, из боя экипаж все равно выходил победителем. Ну а после войны наш земляк ушел с флота и долгое время работал на военной кафедре в Политехническом институте.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

  • /
  • \