X
X
X
X
ГлавнаяСтрока на Р24«Забытые имена»: Николай Калачов — «собиратель и хранитель российских архивов»

25 января 2021 11:32

«Забытые имена»: Николай Калачов — «собиратель и хранитель российских архивов»




2021 год объявлен президентом России Годом науки и технологий. Его официальное открытие состоится 8 февраля в День российской науки. Об ученом, который был широко известен в досоветской России, но сейчас оказался незаслуженно забыт.

Николай Васильевич Калачов — «собиратель и хранитель российских архивов». При жизни занимал высокие государственные посты и обладал многими солидными званиями. Но при этом отличался удивительной скромностью и мог трудиться обычным библиотекарем лишь только для того, чтобы получить доступ к изучению исторических документов. Он вошел в историю Отечества как «радетель о российских древностях».

«Калачов был человеком, который убедил правительство нашей страны, Александра III, что необходимо очень серьезно заниматься не только археологией, но и архивным делом. Он сам, на свои деньги, разъезжал по стране, собирал эти ценные материалы, документы и стремился, чтобы в каждом крупном, губернском городе такое общество было», — отметил историк, краевед Сергей Маркин.

Историки и архивисты характеризуют дворянина Калачова как опытного юриста. Он много занимался изучением российского права.

«До него эти документы достаточно подробно не систематизировались, то есть они изучались просто по принципу того, что в них написано. Николай Васильевич принял решение не просто описать «Русскую Правду» и «Судебник», но и сравнить их с другими источниками. Он еще был одним из тех, кто заложил основы российского источниковедения как такового. Итоги его исследований вошли частично в свод «Законов Российской империи» в десятый, дополнительный том», — пояснил главный методист государственного архива Пензенской области Максим Буряков.

В 19-м веке он сделал попытку коренным образом реформировать архивное дело в Российской империи и положил начало развитию научного интереса к изучению и сохранению исторических раритетов

«Как говорят архивисты, наше все. Это правда. Когда-то он стоял у истоков губернских архивных комиссий. И даже если бы только это он осуществил, вне зависимости от его деятельности как выдающегося государственного человека, он обессмертил свое имя. В нашем государственном архиве Саратовской области хранится более тысячи дел, связанных с именем Н.В. Калачова и всё это сохранено с дореволюционных времен», — добавила главный архивист Государственного архива Саратовской области Маргарита Шашкина.

Николай Васильевич Калачов был дворянином Саратовской губернии, хотя родился во Владимирской. В 1835 году его отец получил в наследство земли Сердобского уезда — ныне Сердобского района Пензенской области. Имение располагалось в селе Волхонщино, помещицей которого в первой половине 18-го века была блистательная камер-фрейлина императрицы Елизаветы Петровны Варвара Алексеевна Шереметева. Калачовы не были многовековыми владельцами Волхонщины, и впоследствии именно это сыграет отрицательную роль в дальнейшей судьбе сенатора и тайного советника Николая Калачова.

«Удивительно, и это очень редкий факт, что вот этот переход Волхонщины от одного помещика к другому отразился в переписке соседних дворян. Недалеко от Волхонщины находится Беково, и в 1835 году в Бековской усадьбе проживал такой известный помещик, как Адриан Михайлович Устинов. И в письме к своему отцу он говорит о том, что у нас в соседях сменился помещик», — сказал кандидат исторических наук, ученый секретарь Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова Дмитрий Мурашов.

Роду Калачовых, а впоследствии и имени его яркого представители Николая Васильевича, отведено несколько страниц в знаменитых энциклопедических словарях Брокгауза и Эфрона, а также Граната. Попасть в издания во многом способствовала природная одаренность, редкое трудолюбие и организаторский дар этого талантливого ученого.

В детстве Н.В. Калачов получил блестящее домашнее образование. Один из его педагогов, доктор философии Гегерман слыл весьма требовательным и строгим учителем. Например, он заставлял 12-летнего мальчика читать Тита Ливия то по-латыни, а то на немецком языке. Но и мальчик оказался весьма настойчив. Таким образом, он не только выучил языки, но и полюбил заниматься древностями.

Выпускник юридического факультета Московского университета, Николай Калачов прослыл и выдающимся литератором. Он был редактором книг, издавал журналы. Но все же наиболее значимым в его деятельности стало сохранение документальных памятников Российской Империи. По его инициативе, в стране учредили губернские ученые архивные комиссии, ставшие основой для изучения местной истории.

В небольшом сельце Волхонщино Сердобского уезда у Н.В. Калачова было имение. Оно не сохранилось, как и само село, оно полностью слилось с селом Салтыково. Но именно здесь этот великий русский ученый нашел свой последний приют.

Случилось это поздней осенью 1885 года.

Одним из первых в Петербурге на скоропостижную смерть сенатора Калачова отреагировал император Александр Третий. Он написал: «Весьма сожалею о нем». Отпевали академика в старой Димитриевской церкви села Салтыково, а похоронили в левом приделе построенной им Никольской, вместе с двумя его детьми, скончавшимися раньше отца.

«Я еще помню с детства, я это место помню, где она находилась. Потом это все выровняли. Долгое время на нем находилась спортивная площадка», — добавил учитель средней школы №1 Сердобска Виктор Желтов.

Для него всю жизнь архивы являлись сокровищницей знаний и опыта. Став основой для изучения местной истории, они положили начало созданию краеведческих музеев, государственных архивов и библиотек страны.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

  • /
  • \