Он рвался добровольцем на фронт, как только узнал, что война началась. Но судьба распорядилась иначе. Он не был на огневой, но от его труда зависели жизни. ГТРК «Пенза» продолжает рассказывать о ветеранах Великой Отечественной войны.
Красивый юноша на этой пожелтевшей от времени фотографии — Юрий Скороходов. Он — 18-летний помощник мастера токарного цеха железнодорожного училища — наконец, дождался призыва. В январе 1943 года.
«Когда мы кончили ШМАС — это школа младших специалистов, я был моторист по авиационной военной службе. Приехал капитан из Москвы. Первое, что он сказал: кто хочет учиться? И я сразу руку потянул», — сказал ветеран Великой Отечественной войны Юрий Скороходов.
10-дневные курсы, и новоиспеченный лаборант ГСМ отправляется в Тамбовскую область. На местном аэродроме в Кирсанове в то время базировалась часть 752 авиационного полка дальнего действия. Первоначально полк работал на Ржевском, Воронежском и Елецком направлениях, но с августа 1942 года начал бомбардировки противника на подступах к Сталинграду. Экипажи совершали по три, а то и четыре вылета за ночь. А простой юноша из Пензы Юрий Скороходов в буквальном смысле, «готовил» топливо для боевых самолетов.
«Нужно было повысить октановое число бензина, вот вся моя задача была в этом. Как это делалось? Были бочки со свинцом, страшнейшим ядом. Вот я должен был рассчитать, сколько нужно на трехтонную цистерну этого свинца, и залить туда», — пояснил ветеран.
Всего во время Сталинградской операции 752 авиационный полк дальнего действия сбросил на фашистов около 2 тыс. тонн бомб. И за этими скупыми, но ужасающими цифрами стояли такие, как Юрий Харитонович. А он скоромно говорит: на фронт так и не попал. На огневой не был. Но разве от этого меньше его заслуги? До сих пор в памяти ветерана приказ, который мог стоить ему жизни.
«Концентрация этого свинца там была страшная. И нам троим дуракам был приказ дан: «Идите и освободите землянку от бочек». Игорь на 12-й день скончался в сумасшедшем состоянии, а второго демобилизовали. Еще помню слова майора медслужбы: «Как ты остался жить?» и добавил: «Поверишь, что существуют ангелы-хранители», — сказал Юрий Скороходов.
Не сдерживая слез, этот сильный мужчина рассказывает, как остался служить. Юрия Скороходова переводят в автороту. На Украину, в город Лебедин. После окончания войны трудности не ушли. Но Юрий Харитонович сумел «договориться» со своей зигзагообразной судьбой. Ему 93, а он — автолюбитель со стажем, талантливый резчик по дереву, весельчак и выдумщик — сегодня пишет стихи. И называет это «спасительной методикой деда». Человека, который ощутил ужасы войны и бесконечную радость Победы. Чувства, которые ничуть не потускнели со временем.