Студенты Московской академии живописи отреставрируют шесть живописных полотен Пензенской картинной галереи. Выгода обоюдная. Будущие реставраторы набираются опыта, а Пензенская галерея получает восстановленные работы.
Эти полотна, как бывает и с людьми, заболели. Одни — серьезнее, другие чуть легче, но по признанию руководителя практики, их необходимо лечить.
«Живопись и человек, и вообще, реставратор и врач, это фактически по своей природе одно и то же. Потому что картины, как и человек, болеют. И чем быстрее реставратор, и врач начнут лечить, тем это будет лучше для самого произведения в будущем», — пояснил доцент Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени И. Глазунова Алексей Березин.
Алексей Березин уверен: его подопечные справятся. Хотя работа им предстоит поистине ювелирная. Например, в этом морском пейзаже середины XIX века, кстати, по оценкам специалистов это очень удачное подражание Айвазовскому известного в свое время киевского художника Николая Лунда, поврежден не только живописный слой, но и утрачен холст в некоторых местах.
«Подбирается холст, идентичный авторскому, и в места утрат он подстраивается, выкраивается кусочек холста, и стыкуется нить к нити. То есть, это очень тяжелый процесс, ювелирная работа», — отметила студентка факультета реставрации Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени И. Глазунова Алена Бушмина.
Есть среди картин и вовсе уникальная работа, которая относится к русской авангардной живописи начала ХХ века. На одном холсте художник изобразил картину «Мать и дитя» и написал безымянный натюрморт. Эта работа тем и уникальна, что имеет два изображения.
Сложность и в том, что изображения повернуты относительно друг друга на 90 градусов, и поэтому экспонировать их получится только по очереди. Но восстанавливать придется обе поверхности.
Шесть студентов-реставраторов и шесть картин. Работать в Пензе молодым художникам придется в течение трех недель. После завершения процесса они планируют показать результат широкой публике.