ГТРК «Пенза» продолжает серию репортажей, посвященных приближающемуся Дню космонавтики. 60 лет назад высшей государственной награды СССР — ордена Ленина — был удостоен Пензенский завод «Химмаш». Как указывалось в документах – «за успешное выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники». Это произошло после запуска космического корабля «Восток» с первым человеком на борту. По воспоминаниям ветеранов завода, только в день награждения они узнали, что своими руками изготовили стартовые системы для запуска космических ракет.
Цех №2 на заводе «Пензхиммаш» — исторический. И не столько потому, что он — один из старейших на предприятии, сколько из-за того, что именно здесь изготавливали то, что позволило на рубеже 50-60-х годов ХХ века нашему Отечеству стать первым в покорении Вселенной.
Это сейчас Александр Мелкумянц — ветеран «Пензхиммаша», и его имя золотыми буквами выбито на стеле Почета предприятия. А в середине прошлого века он начинал работать здесь 17-летним пареньком. Тогда и сам завод был еще практически новорожденным. Основанный в 1952, уже через три года «Пензхиммаш» получает правительственное задание — выполнить спецзаказ для освоения космоса. Но об этом знали лишь единицы.
«Каждая бригада что-то делала для этого. Но это было все засекречено до такой степени, что никто понятия не имел, что он делает», — рассказал ветеран завода «Пензхиммаш» Александр Мелкумянц.
И лишь спустя годы заводчане узнали, что системы стартового комплекса для запуска — сначала искусственных спутников Земли, а затем и гагаринского «Востока» — были сделаны их руками.
«Мои друзья болты и гайки точили на станках, а я вместе с товарищами из ОТК и военпредами, сидели и накручивали эти гайки на болты, чтобы понять, правильно ли сделана, хорошо ли резьба. Когда пять человек по кругу прокрутят, и все нормально, тогда эта вещь шла в производство. Но мы ничего не знали и ничего не понимали. Единственное, что раз военпред находится, значит, дело очень серьезное», — добавил Александр Мелкумянц.
Ветеран «Пензхиммаша» Алексей Старостин, к сожалению, ушедший из жизни, легко находит на огромной карте предприятие, которое называет родным. Он вспоминает 12 апреля 1961 года.
«Мы около станков работаем, и вдруг приходят и кричат: «Сообщение ТАСС!». И на деревянном столбе у проходной сообщают, что гражданин Советского Союза, майор Гагарин совершил полет. И только тогда все остальные узнали, когда уже приехали поздравлять и вручать Орден Ленина. Первый секретарь обкома партии Л.Б. Ермин в одном из цехов завода», — вспомнил Алексей Старостин.
К сборке системы стартового комплекса приступили в еще недостроенном цехе №2. Над ней трудились наиболее квалифицированные конструкторы и технологи. Ветераны вспоминали, что зима стояла холодная. Для тепла в цех по рельсам загоняли паровоз и даже вынуждены были жечь костры.
В таких условиях сотни работников изготавливали высокотехнологичные системы, с помощью которых космические корабли выводили на орбиту.
«Николай Вдовин один из первых был награжден орденами еще за полет искусственного спутника Земли. Через столько лет я из него по крупицам еле-еле мог выжать что-нибудь, чтобы он мог рассказать об этом», — отметил Александр Мелкумянц.
Выпуск спецтехники для запуска космических объектов налаживали одновременно с изготовлением химического оборудования — главного назначения молодого пензенского завода «Химмаш». Впоследствии в цехе №7 выполняли сложные узлы и агрегаты, а затем проводили испытательные работы по их качеству и надежности. Награды заводчанам за вклад в освоение космического пространства не заставили себя долго ждать. Орден Ленина коллективу вручили в начале лета триумфального для СССР 1961 года. Тогда Звезды Героя труда удостоили и слесаря-сборщика Александра Рыжова.