Лаборатория «За Мейерхольдом» — для будущих режиссеров. В Пензенском драматическом театре на протяжении двух дней студенты ГИТИСа ставили эскизы по произведениям, к которым в свое время обращался гениальный режиссер-новатор.
Свет софитов и искусственная дымка, заполняющая зал. На сцене драматического театра — эскиз пьесы Генрика Ибсена «Гедда Габлер». Главная героиня оказывается в ловушке несчастного брака и рискует уничтожить не только всех вокруг, но и саму себя. Автор постановки — студент 5 курса Российского института театрального искусства Илья Зайцев. Молодой режиссер не раз работал в театральных лабораториях, трудился над постановкой спектакля Антона Павловича Чехова «Чайка». Теперь появилась возможность поэкспериментировать в творческой лаборатории «За Мейерхольдом» в Пензе и ближе познакомиться с деятельностью великого режиссера на его малой родине.
«Во-первых, это такой некоторый толчок для тебя, даже не толчок — это такие жесткие ограничения в каком-то смысле. И времени, и ресурсов, и средств — что вот 6 дней, делай с этим, что хочешь», — поделился студент 5 курса Российского института театрального искусства Илья Зайцев.
На сцене драматического театра трудились выпускники и дипломники режиссерского факультета ГИТИСа. За несколько дней вместе с пензенскими актерами они поставили сценические эскизы. За основу взяли произведения, к которым в разные периоды обращался Всеволод Мейерхольд.
«Наши выпускники лучшие, они стремятся в чем-то быть похожими на великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который когда-то, 102 года тому назад, заложил основы режиссерского факультета ГИТИСа. И в этом смысле основы режиссерского образования во всем мире», — отметил ректор ГИТИС, Заслуженный деятель искусств РФ, модератор лаборатории «За Мейерхольдом» Григорий Заславский.
Творческую лабораторию посвятили 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Сам проект реализуется на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив.
«Поэтому мы очень рады, что проходят такие лаборатории, и у нас есть возможность получить талантливых молодых режиссеров», — подчеркнул Народный артист России, художественный руководитель Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского Сергей Казаков.
«Грантополучателем стало Пензенское региональное отделение Союза театральных деятелей. Но, естественно, без наших двух замечательных партнеров мы бы ничего сделать не могли», — добавил председатель Пензенского регионального отделения Союза театральных деятелей России Виталий Соколов.
Пензенские зрители увидели не только завораживающие постановки, но и разбор полетов после каждого выступления. Оценивали творческие эскизы специально приглашенные критики. Принять участие в обсуждении мог любой желающий.
«Это означает мощный шаг вперед в их эстетическом развитии, в их становлении как больших режиссеров. Поэтому, мне кажется, такие лаборатории уже демонстрировали успешность», — поделилась Заслуженный работник культуры республики Башкортостан, театральный критик, эксперт лаборатории «За Мейерхольдом» Валентина Федорова.
На сцене драматического театра в рамках лаборатории молодежь работала с пьесами Генрика Ибсена «Гедда Габлер», Льва Толстого «Живой труп» и сценами из комедии Владимира Маяковского «Клоп». По мысли организаторов, подобные творческие эксперименты обязательно продолжатся.